МБОУ "Каменно-Бродская ООШ" имени Героя Советского Союза Орехова С.Я.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Каменно-Бродская основная общеобразовательная школа" имени Героя Советского Союза Орехова Сергея Яковлевича
Добро пожаловать на сайт
  • 8(86340) 26-4-45
  • kbrodoosh@mail.ru

Виртуальная экскурсия

Доступная среда

                           Обучение детей с инвалидностью в школе. 

Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

В России возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена в Федеральном законе N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дети с инвалидностью имеют право учиться в одном классе вместе с другими и могут быть полностью включены в общий образовательный процесс.

  • Есть ли понятие инклюзивного образования в законе
  • Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью. Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79. Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу?

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения.

Отдельно в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости.

В пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.

 

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов.

              Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

В  МБОУ "Каменно-Бродская ООШ» (далее - учреждение) имеется необходимый набор учебных помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учебный процесс проходит в 9 предметных кабинетах. Уроки физкультуры ведутся в спортивном зале площадью 148,2 кв.м. На первом этаже располагаются кабинеты начальных классов и спортивный зал, музей казачьего быта. На втором этаже расположены предметные кабинеты среднего звена, столовая, библиотека, музей боевой славы.  Кабинеты располагают учебно-методическими комплексами, необходимыми средствами обучения: наглядными пособиями,  теоретической и практической литературой, плакатами, макетами, дидактическим материалом обучающего и контролирующего характера. Лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, для них используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разрабатываемыми  учреждением самостоятельно на основе ФГОС с учётом особенностей развития ребенка. Основная цель - коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ОВЗ организуется индивидуальное обучение на дому. Школьный педагог-психолог и социальный педагог прошли курсы повышения квалификации по вопросам «Методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» и  

«Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Разработаны и приняты необходимые локальные нормативно-правовые документы по данному направлению деятельности.  *По состоянию на 12 августа  2019 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся об оснащении учебных кабинетов специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. 

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ.

Конструктивные особенности здания учреждения (дата постройки здания - 1974 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ. В здании учреждения на 1 этаже имеются тактильные планы-схемы объекта (расположение кабинетов в помещений), сочетающие в себе плоско-выпуклые элементы (очертания стен здания, путей движения и условных обозначений), а так же надписи, выполненные шрифтом Брайля, предназначенные для информирования, безопасности и ориентации внутри помещения слепых и слабовидящих людей. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание учреждения  будет предоставлено сопровождающее лицо.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Оборудование и персонал пищеблока учреждения покрывают потребность обучающихся в горячем питании. Обучающиеся начальных классов получают дополнительное питание в виде бесплатного обеспечения молоком. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

 

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Здание учреждения оснащено системой наружного видеонаблюдения, кнопкой вызова группы быстрого реагирования, тревожной сигнализации, противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной информацией для сигнализации об опасности и т.д.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

 

В школе имеется оснащенный компьютерами кабинет информатики. Школа имеет подключение к сети Интернет. Свободный доступ к сети Интернет имеется на всех, оборудованный компьютерами, рабочих местах. Безопасность работы в сети обеспечивается антивирусной программой, а так же системой контент-фильтрации, ограничивающей доступ к ресурсам, не связанных с задачами образования и воспитания. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом учреждения и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Почти все учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием – персональным компьютером. Есть возможность использования  экрана с видеопроектором для облегчения освоения учебного материала слабослышащими и слабовидящими обучающимися на уроках.

 

 

В  МБОУ "Каменно-Бродская ООШ» имени Героя Советского Союза Орехова С.Я. (далее - учреждение) имеется необходимый набор учебных помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учебный процесс проходит в 9 предметных кабинетах. Уроки физкультуры ведутся в спортивном зале площадью 148,2 кв.м. На первом этаже располагаются кабинеты начальных классов и спортивный зал, музей казачьего быта. На втором этаже расположены предметные кабинеты среднего звена, столовая, библиотека, музей боевой славы.  Кабинеты располагают учебно-методическими комплексами, необходимыми средствами обучения: наглядными пособиями,  теоретической и практической литературой, плакатами, макетами, дидактическим материалом обучающего и контролирующего характера. Лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, для них используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разрабатываемыми  учреждением самостоятельно на основе ФГОС с учётом особенностей развития ребенка. Основная цель - коррекция нарушений развития и коррекция   нарушений социальной адаптации. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ОВЗ организуется индивидуальное обучение на дому. Школьный педагог-психолог и социальный педагог прошли курсы повышения квалификации по вопросам «Методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» и  

«Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Разработаны и приняты необходимые локальные нормативно-правовые документы по данному направлению деятельности.  *По состоянию на 01.01.2021 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся об оснащении учебных кабинетов специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. 

*По состоянию на 01.01.2021 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся об оснащении учебных кабинетов специальными техническими средствами обучения  инвалидов и лиц с ОВЗ. 

Вид помещения Адрес места нахождения М2 Кол-во мест Специальные условия для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Библиотека ул. Первомайская,4, х.Каменный Брод, Р-Несветайский р-он, Ростовская обл., 346599 9 кв.м 0 Не указано
Спортивный зал 346599, Российская Федерация, обл Ростовская, р-н Родионово-Несветайский, х Каменный Брод, ул Первомайская,4 148,2 кв.м. -

не приспособлен  

Столовая ул. Первомайская,4, х.Каменный Брод, Р-Несветайский р-он, Ростовская обл., 346599 31,5 кв м 24 Не указано
Медицинский пункт ул. Первомайская,4, х.Каменный Брод, Р-Несветайский р-он, Ростовская обл., 346599 10,47 189 Не указано

  МБОУ "Каменно-Бродская ООШ» имени Героя Советского Союза Орехова С.Я. (далее - учреждение) имеется необходимый набор учебных помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учебный процесс проходит в 9 предметных кабинетах. Уроки физкультуры ведутся в спортивном зале площадью 148,2 кв.м. На первом этаже располагаются кабинеты начальных классов и спортивный зал, музей казачьего быта. На втором этаже расположены предметные кабинеты среднего звена, столовая, библиотека, музей боевой славы.  Кабинеты располагают учебно-методическими комплексами, необходимыми средствами обучения: наглядными пособиями,  теоретической и практической литературой, плакатами, макетами, дидактическим материалом обучающего и контролирующего характера.

Конструктивные особенности здания учреждения (дата постройки здания - 1974 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ. В здании учреждения на 1 этаже имеются тактильные планы-схемы объекта (расположение кабинетов в помещений), сочетающие в себе плоско-выпуклые элементы (очертания стен здания, путей движения и условных обозначений), а так же надписи, выполненные шрифтом Брайля, предназначенные для информирования, безопасности и ориентации внутри помещения слепых и слабовидящих людей. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание учреждения  будет предоставлено сопровождающее лицо.

В школе имеется оснащенный компьютерами кабинет информатики. Школа имеет подключение к сети Интернет. Свободный доступ к сети Интернет имеется на всех, оборудованный компьютерами, рабочих местах. Безопасность работы в сети обеспечивается антивирусной программой, а так же системой контент-фильтрации, ограничивающей доступ к ресурсам, не связанных с задачами образования и воспитания. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом учреждения и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

В школе имеется оснащенный компьютерами кабинет информатики. Школа имеет подключение к сети Интернет. Свободный доступ к сети Интернет имеется на всех, оборудованный компьютерами, рабочих местах. Безопасность работы в сети обеспечивается антивирусной программой, а так же системой контент-фильтрации, ограничивающей доступ к ресурсам, не связанных с задачами образования и воспитания. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом учреждения и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Почти все учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием – персональным компьютером. Есть возможность использования  экрана с видеопроектором для облегчения освоения учебного материала слабослышащими и слабовидящими обучающимися на уроках.

В МБОУ "Каменно-Бродская ООШ» имени Героя Советского Союза Орехова С.Я. нет общежитий и интернатов

Документы
Положение об организации обучения лиц с ограничением возможностей здоровья (.pdf, 264.1 КБ Просмотреть/ Скачать )